Инструктаж с педагогическим коллективом по требования безопасности в гимназии
Трудно объяснить ученикам, что такое «Терроризм». Как можно рассказать ребенку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идет о ни в чем неповинных людях, как это в «Крокус Сити Холле» 22 марта текущего года, погибших от пуль террористов.
Но таковы суровые реалии нашей жизни. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.
Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать где угодно.
Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Терроризм – опасное явление в современной жизни, которое затрагивает все слои общества. Знание правил поведения при угрозе теракта или пожара позволит защитить себя и окружающих от его последствий.
Воспитательная работа классного руководителя, воспитателей по обеспечению безопасности учащихся в классе строится на основе плана воспитательной работы.
Тематика проведенных классных часов разнообразная: это беседы, круглые столы, игры, конкурсы, ситуативные практикумы.
Например, тематические классные часы:
«Правила поведения при возникновении пожара», «Лучше предупредить, чем пожар тушить», «Правила пользования электроприборами», «Правила обращение с огнем в природе».
Игры – викторины:
«Играем в пожарных», «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать огонь как потушить».
На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов, так во время беседы фигурируют вопросы: « Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, газовой плитой» и т. д.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей;
- личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;
- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются различные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры – эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасителей, попавших в беду людей. Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».
«Нельзя»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
- формировать правила пожарной безопасности;
расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
Беседы: «Как вести себя при обнаружении подозрительных предметов»,
«Последствия от террористических актов», «Телефонный терроризм, и его опасность», «Что движет террористами».
Совместная работа воспитателя с детьми: - если ты обнаружил подозрительный предмет; если ты один на улице; если ты один дома; умей сказать «нет»; если тебя захватили в качестве заложника; если ты оказался под обломками здания.
Инструктирование детей об их действиях в данных ситуациях. Взаимоотношения с похитителями при длительном нахождении в положении заложника. Учить детей правильно ориентироваться и действовать в ЧС.
Ежедневное проведение минуток безопасности, различные конкурсы-выставки газет, плакатов, рисунков, буклетов.
Задача этих мероприятий: научить ребят противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности, о способах защиты от террористов, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.
Все праздники, экскурсии, поездки оформляются приказами директора о безопасности обучающихся и ответственности воспитателей и учителей, проводятся инструктажи о безопасности движения, по поведению во время таких мероприятий.
В классе есть уголки безопасности. Уголки обновляются 1 раз в четверть.
Перед проведением спортивных соревнований проводятся инструктажи – напоминания техники безопасности. Подвижные игры проводятся на площадке с соблюдением правил безопасности, воспитатель находится постоянно с детьми. Во время прогулки на свежем воздухе не допускаются игры и лазанья в районе мусоросборника, забора.
Проводятся также инструктажи – напоминания техники безопасности при проведении трудовой деятельности. У классного руководителя имеется в наличие папка с инструкциями для учащихся. Перед праздничными и каникулярными днями проводятся с учащимися инструктажи с отметкой в журналах по технике безопасности;
Антитеррористическая и пожарная безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует. Знание правил поведения при угрозе теракта, возникновении пожара позволит защитить себя и окружающих от его последствий. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях.
Надеемся, эти знания так и останутся чистой теорией, которая никогда ребенку не пригодится на практике, но не зря говорят «Информирован – значит, вооружен».